Аварийный комиссар проводит осмотр места ДТП, устанавливает характер повреждений транспортных средств, даёт заключение о том, относится ли данное событие к страховому случаю, собирает необходимые документы, предварительно определяет размер ущерба.
Итог работы аварийного комиссара - составление отчёта (аварийного сертификата), который является свидетельством ДТП. Аварийный комиссар может использовать современные технические средства (фотосъёмку, аудио- и видеозапись и др.), результаты использования которых также включаются в отчёт и могут служить доказательствами в суде. Страховые компании осуществляют выплаты на основании соответствующих документов от ГИБДД и иных государственных органов, а также отчёта аварийного комиссара о страховом случае.
Следует отметить, что аварийный комиссар лишь оказывает содействие водителю, причастному к ДТП, в выполнении им обязанностей, соответствующих п.2.5 ПДД, а также психологическую и консультационную помощь. При этом водитель не освобождается от обязанности обращения в органы внутренних дел (сообщить о случившемся в милицию, в необходимых случаях ожидать прибытия сотрудников милиции и др.).
Таким образом, роль аварийных комиссаров в оказании помощи водителям, представляется весьма важной. Защищая права и законные интересы автолюбителей, оказывая помощь страховым компаниям и ГИБДД, службы аварийных комиссаров призваны обеспечить качественно новый подход к урегулированию последствий ДТП.
Тем не менее институт аварийных комиссаров нуждается в законодательной поддержке, и созданный в нашей стране Всероссийский Союз Аварийных комиссаров (ВСА) выступает за принятие закона о том, чтобы "бескровные" аварии рассматривались без участия ГАИ и аварийные комиссары самостоятельно оформляли мелкие ДТП. Представители ВСА считают, что оплачивать услуги комиссара должны страховые компании из страховых резервов, приравняв эту работу к ликвидации последствия ДТП.